КОНСТРУКЦИЯ И РАБОТА УЗЛОВ И ДЕТАЛЕЙ. СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ САМОЛЕТОМ

Центральный узел управления. В системе управле­ния самолетом имеются два центральных узла управле­ния (рис. 22), смонтированных на полу в передней к задней кабинах. Узлы имеют одинаковую конструкцию-

На кронштейне центрального узла управления уста­новлены:

Рис. 22. Центральный узел управления:

/ — ручка управления; 2 — труба ручки управления; 3 —шарнир ручки управления; 4 — рычаг; 5 — качалка управления рулем вы­соты; 6 — качалка ножного управления; 7—болт узла подвески ручки управления; 8 — соединительное звено управления элеронами; 9 — головка педалей ножного управления; 10 — детали ножного управления; 11 — вилка; 12 — направляющий штырь; 13 — кулиса; 14 — пружина; 15—педаль; 16 — тяга параллелограмма; 17—трос перестановки педалей; 18 — тяга; 19 — каркас узла; 20—стопор; 21— упор; 22 — тормозной рычаг; 23, 24, 25 — кнопки управления ФКП сбросом бомб; подвесных баков; управления тормозными

щитками

ручка управления рулем высоты и элеронами;

педали управления рулем поворота;

механизм регулировки педалей по росту летчика;

качалка системы управления рулем поворота;

качалка системы управления элеронами;

ограничители отклонения рулей (только на централь­ном узле управления в передней кабине).

Ручка управления состоит из дюралюминие­вой трубы, нижнего узла и рукоятки.

Дюралюминиевая труба закреплена одним концом в нижнем узле. Нижний узел установлен на болте под­вески, который проходит через трубчатую ось. Трубча­тая ось вращается на шариковых подшипниках, уста­новленных в кронштейне.

При отклонении «на себя» и «от себя» ручка управ­ления поворачивается на болте подвески. Вправо и вле­во ручка управления отклоняется, поворачиваясь вместе с трубчатой осью. Болт подвески при этом является ры­чагом системы управления элеронами.

На нижнем узле установлены регулировочные упо­ры, ограничивающие максимальные отклонения ручки управления «на себя» и «от себя» (ограничители откло­нения руля высоты).

В верхней части трубы управления установлена ру­коятка.

На рукоятке ручки управления передней кабины имеются три кнопки: сброса бомб, ракет или подвесных баков; управления тормозными щитками; включения фотокинопулемета (ФКП).

На рукоятке ручки управления задней кабины имеет­ся одна кнопка—управления СПУ.

На ручках управления установлены рычаги управле­ния тормозами колес.

Педали управления рулем поворота состоят из двух стальных плеч, шарнирно закрепленных в передней части центрального узла управления, двух соединительных тяг, подножек и механизма регулиров­ки педалей по росту летчика. Соединительные тяги обес­печивают параллельное перемещение подножек при от­клонении пёдалей.

Механизм регулировки педалей по рос­ту летчика позволяет подножки педалей устанав­ливать в три положения: переднее, заднее и промежу­точное.

Для изменения положения подножек необходимо вы­тянуть на себя рукоятку механизма регулировки педа­лей. При этом под действием пружины механизма регу­лировки педалей отклоняются оба стальных плеча и подножки педалей перемещаются назад. Вперед под­ножки педалей перемещаются нажатием на них ног. Диапазон перемещения подножек педалей 120 мм. Край­нее переднее, заднее и промежуточное положения под­ножек педалей фиксируются. Для этого рукоятку меха­низма необходимо передвинуть вперед.

На вертикальной стенке кронштейна установлены регулируемые упоры, ограничивающие максимальное от­клонение педалей.

На приливе кронштейна справа установлена кача л — ка управления рулем поворота, верхнее плечо которой посредством жесткой тяги соединяется с педалями.

На левом приливе кронштейна установлена качал­ка управления элеронами, в верхнем плече которой имеется вырез, ограничивающий максимальное отклонение элеронов.

Ручки управления и педали передней и задней ка­бин соединены между собой трубчатыми тягами.

Нижний узел ручки управления, качалка управле­ния элеронами и качалка управления рулем поворота заднего центрального узла управления соединены с по­мощью тяг с соответствующими наружными рычагами на коробке герметизации.

Коробка герметизации предназначена для обеспече­ния герметического вывода из кабины тяг управления рулем поворота, рулем высоты и элеронами.

Корпус коробки герметично крепится к иолу кабины и к шпангоуту № 10 фюзеляжа. В корпусе имеются три прямоугольных выреза, которые закрываются со сто­роны кабины кожухами.

В каждом кожухе на подшипниках устанавливается шлицевая ось. Выступающие. из кожуха концы шлице­вой оси соединены с наружным вильчатым рычагом. На находящейся внутри кожуха части шлицевой оси насажен внутренний рычаг. Наружный вильчатый рычаг находится в герметизируемом отсеке кабины, а внутрен­ний рычаг — в отсеке средней части фюзеляжа.

На шлицевую ось надеваются резиновые уплотни­тельные мембраны, которые при избыточном давлении

в кабине прижимаются к торцам подшипника и препят­ствуют утечке воздуха из кабины через подшипник.

К внутренним рычагам подсоединены соответственно трубчатые тяги управления рулем поворота, рулем вы­соты и элеронами, проходящие внизу средней части фю­зеляжа под передним топливным баком.

Управление рулем высоты осуществляет­ся отклонением ручки управления «от себя» и «на себя».

Движение от ручки управления посредством труб­чатых тяг, через рычаги коробки герметизации, качал­ку управления рулем высоты, установленную в блоке под основным лонжероном центроплана, качалки в гро­те фюзеляжа и качалки, размещенные в нижней и верх­ней частях киля, передается на руль высоты.

Управление элеронами осуществляется от­клонением ручки управления самолетом вправо и влево.

От ручки управления движение посредством тяг, проходящих параллельно тягам управления рулями по­ворота и высоты, передается через рычаги коробки гер­метизации к качалке, установленной в блоке под основ­ным лонжероном центроплана, от которой движение на элероны передается посредством трубчатых тяг и пяти качалок, размещенных в каждой половине крыла.

Управление триммером руля высоты осуществляется перемещением ручек, установленных в обеих кабинах под подфонарной панелью слева. При движении ручки управления триммером «на себя» трим­мер отклоняется вниз, а «от себя» — вверх. Движение ют ручки управления триммером передается посредством жестких тяг, проходящих Через фибровые направляю­щие, к передаточному механизму, установленному на шпангоуте № 10 фюзеляжа.

Передаточный механизм обеспечивает тя­ге управления триммером герметичный вывод из каби­ны. Передаточный механизм представляет собой две са­мостоятельные качалки: одна из которых, внутренняя, находится в кабине, вторая, наружная,— вне кабины, в фюзеляже.. В месте выхода внутренней качалки из кабины установлена резиновая уплотнительная ман­жета.

От наружной качалки передаточного механизма дви­жение на триммер передается посредством тяг, прохо­дящих через фибровые направляющие в гроте фюзеля-

жа, качалки, установленные в нижней и верхней частях киля, кулису и качалку, установленную в руле высоты.

Кулиса (рис. 23) обеспечивает стопорение систе­мы управления триммером, чем исключается возмож­ность отклонения триммера от аэродинамических сил.

Кулиса установлена на основной нервюре стабили­затора. Представляет собой плоский сегмент с кулисной прорезью, в которой размещается движок, подвешенный на качалке. При повороте сегмента движок за счет искривления кулисной прорези совершает прямолиней­ное движение.

Для обеспечения стопорения системы управления триммером движок подвешен на качалке так, что его центр лежит на продолжении оси тяги, пересекающей центр вращения кулисы. Для того чтобы триммер не отклонялся при отклонении руля высоты, в последнем установлена качалка, проушина которой совпадает с его осью вращения.

Управление закрылками дистанционное, осуществляется кнопками, установленными на левых пультах в передней и задней кабинах.

Внутренний и внешний закрылки каждой половины крыла приводятся в действие одним гидравлическим

•цилиндром, который крепится на 8-й нервюре центро­плана. В торце штока гидравлического цилиндра ввер­нута гребенчатая планка, которая находится в зацеп­лении с зубчатым сегментом, закрепленным на трубча­том валу управления внутренним закрылком. Трубча­тый вал управления внутренним закрылком шаровым шарниром соединяется с трубчатым валом управления внешним закрылком. На каждом трубчатом валу за­креплены по два рычага, которые с помощью жестких тяг соединяются со штырями, установленными непосред­ственно на закрылках.

При подаче давления жидкости в гидравлические цилиндры их штоки перемещаются и гребенчатой план­кой поворачивают сегменты вместе с трубчатыми вала­ми. Рычаги, закрепленные на трубчатых валах, через тяги передают движение на закрылки.

При выпуске закрылков их ось смещается назад, при этом закрылки перемещаются на роликах по на­правляющим рельсам назад и вниз.

Закрылки левой и правой частей крыла не связаны механически. Синхронность их уборки и выпуска обес­печивается реверсивным порционером — агрегатом гид­равлической системы самолета.

Система уборки закрылков имеет приспособление для автоматической их уборки при скорости 290± ±10 км/ч по прибору.

Управление тормозными щитками осу­ществляется: из передней кабины — кнопкой на ручке управления самолетом и переключателем долговремен­ного открытия на рычаге управления двигателем; из задней кабины — нажимным переключателем на рыча­ге управления двигателем.

Тормозные щитки приводятся в действие двумя гид­равлическими цилиндрами, установленными на шпан­гоуте № 29 фюзеляжа. Штоки цилиндров подсоединя­ются непосредственно к тормозным щиткам.

Тормозной щиток устанавливается на двух осях под­вески, которые размещаются между шпангоутами № 26 и 27 фюзеляжа.

Тормозные щитки механически между собой не свя­заны. Синхронность их отклонения обеспечивается агре­гатами гидравлической системы.

Управление стабилизатором. Изменение угла атаки стабилизатора при выпуске закрылков на 15 и 30° осуществляется автоматически с помощью ме­ханизма перестановки стабилизатора, состоящего из> электродвигателя и червячной передачи. Электродвига­тель механизма помещен в носке стабилизатора и за­крыт обтекателем.

Электромеханизм крепится к вилке стабилизатора к к узлу на киле.